Перейти к содержимому
Психолог в Минске » Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение с точки зрения диалектико-поведенческой терапии

Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение с точки зрения диалектико-поведенческой терапии

    парасуицидальное поведение

    Думаю, что многие в жизни сталкивались со знакомыми, которые наносили себе увечья или порезы, оставшиеся на всю жизнь напоминанием о тех состояниях или ситуациях, из-за которых случилось подобное. Чаще всего такое самоповреждающее поведение вызывает резкое непринятие в обществе.

    И всегда, как пример, можно услышать: «Вот наши бабушки, дедушки, мамы и папы себя так не вели, а мужественно справлялись с трудностями! А у современных детей и проблем-то нет, но они себе все руки режут!». Самоповреждающее поведение не всегда за собой влечет суицид, поэтому большинство людей считают такие действия манипуляцией для привлечения внимания. Однако причины могут быть разными. Например, это может быть способом регуляции настроения у эмоционально нестабильных людей, с целью снижения агрессии и тревожности.

    Что такое парасуицидальное поведение

    Давайте разбираться, что такое парасуицидальное поведение. Каковы его причины и какой подход в работе психолог может выбрать, чтобы помочь такому клиенту.

    В 1977 году появился термин «парасуицид» (Kreitman, 1977) обозначающий:

    • поведение связанное с нанесением намеренных, не смертельных увечий, в результате чего возникают травмы, болезни или риск смерти;
    • любое применение медикаментозных или других химических средств, которые не предписаны для употребления или употребляются в повышенных дозах с выраженным намерением членовредительства или самоубийства.

    Эмоциональная картина людей с парасуицидальным чертами характеризуется хронической эмоциональной нестабильностью и негативным отношением к себе. Их поведение отличается враждебностью и раздражительностью, от этого не редки случаи депрессии с завершенным суицидом. В отношениях с окружающими такие люди часто требовательны и конфликтны, от этого чувствуют себя ещё более одинокими, так как поддержки не находят. Практически каждый такой человек скажет, что основная его проблема, это трудности в общении с людьми. Часто их мышление носит черно-белый характер, поэтому любые трудности приобретают негативный и трагический оттенок. Такие люди не умеют управлять своим эмоциональным состоянием и регулируют его с помощью порезов, повреждений или употребления химических веществ.

    Какова причина подобного поведения?

    Исследователи полагают (Thomas and Chess 1977, 1986), что ключевым источником является инвалидизирующее окружение в детстве. Это такое окружение, в котором чувства маленького человека не признаются, игнорируются или воспринимаются остро негативно со стороны близких, часто за этим следует наказание. Тогда ребенок все свои эмоции и поведение воспринимает «неправильными».

    При этом есть две существенные особенности, которые формируют аутоагрессию: ребенку дают понять, что он ошибается в описании, причинах и анализе своих собственных переживаний («Нет, ты разгневана, просто не хочешь в этом признаваться», «Тебе действительно должно быть стыдно за то, что ты обижаешься на маму (братика, сестричку)». Во-вторых, все бурные эмоциональные реакции ребенка расцениваются как «плохое» поведение. Родители в таких семьях не умеют ни утешать, ни поддерживать, ни успокаивать ребенка. Такая позиция напоминает ситуацию, когда утопающий должен сам себя вытащить за волосы — нужно только постараться, и он все сможет. Не смог — значит не старался. При этом высоко ценятся индивидуальное мастерство и личные достижения. Неспособность соответствовать этим ожиданиям ведёт к порицанию, критике и попыткам изменить «неадекватное» поведение ребенка.

    Последствия развития ребенка в инвалидизирующем окружении проявляются в следующем:

    • Не признавая и игнорируя чувства ребенка, окружение не учит относиться к своим переживаниям, как к естественному процессу, свойственному всем людям. Поскольку проблемы эмоционально уязвимого ребенка не признаются, взрослые не предпринимают попыток помочь ему справиться с ними;
    • Преуменьшая жизненные проблемы взрослые не учат переносить сложности и ставить реалистичные цели и ожидания;
    • В семье зачастую необходимы крайние эмоциональные переживания и проявления для того, что бы вызвать желаемую реакцию. Ребенок постоянно колеблется на грани сдерживания эмоций и проявления чрезвычайно ярких эмоциональных состояний, для привлечения внимания.
    • Ребенка не учат доверять своим чувствам, он всегда ищет ориентиры, которые подскажут, как следует мыслить, чувствовать и действовать.

    Для того, что бы помочь человеку с парасуицидальным поведением нужно одновременно развивать несколько сфер. В первую очередь помочь приобрести навык вхождения в контакт со своими чувствами, а так же развить умение ими управлять. Активное внимание уделяется развитию межличностной эффективности, самоконтролю и навыкам перенесения дисстресса.